Много веков живут на острове Сахалин
нивхи, одна из древнейших народностей, обитавших в нижнем течении реки
Амур. Позднее сюда переселились ороки (ульта), эвенки и нанайцы.
Нивхи — наиболее
многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом
расселения было побережье северной части острова. Они занимались
рыболовством, промыслом нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя,
пушного зверя.
Отличительной особенностью
ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее
кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным,
источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. Важную роль
в жизни ороков играли рыболовство и промысел
морского зверя.
Многое изменилось в жизни коренных
народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой
уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством,
охотой, рыболовством. Далеко за пределами Сахалинской области
известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и
духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и
древние обычаи и традиции.
Хозяйственная деятельность и быт нивхов
Нивхи — небольшая народность, с древнейших времен населяющая низовье
реки Амура, о. Сахалин и прилегающее к ним
побережье Охотского моря. Нивхи представляют собой единый народ,
имеющий свою общую национальную культуру.
На своей исконной территории нивхи расселялись небольшими группами.
Селения нивхов, преимущественно небольшие по численности, были
расположены в удобных в географическом отношении местах,
непосредственно в близи местонахождения промыслов рыбы и морского
зверя.
Основными занятиями нивхов являлись рыболовство и морской промысел,
охота и сбор дикорастущих ягод, орехов и др.
Рыболовством занимались в течение всего года. Важнейшим оставался
промысел проходной лососевой рыбы, из которой заготавливали юколу на
всю зиму и корм для собак. Первая из лососевой породы горбуша
появлялась в июне и с перерывами ловилась вплоть до июля. В июле
появлялась летняя кета, которую промышляли до конца августа. С конца
августа шла осенняя кета, которую ловили до октября.
В некоторых речках и озерах западного побережья Сахалина ловили калугу,
осетра, сазана, сига, корюшку, щуку, тайменя, толстолобика и др. Здесь
осуществлялся лов камбалы, наваги, нельмы. Всю добываемую рыбу
население употребляло в пищу преимущественно в свежем виде. Ее редко
засаливали про запас и лишь в незначительном количестве. Из рыбы
получали жир для пищи, кожу рыбы использовали при шитье одежды и
обуви.
Промыслом морского зверя занимались на Сахалине, в татарском проливе,
на охотском побережье и в амурском лимане. Продукты морского промысла
(мясо тюленя, белух и дельфина) употребляли сами и заготавливали для
корма собакам. Получаемый жир употребляли в пищу, храня его иногда
годами. Из шкур морского зверя шили одежду и обувь, употребляли их для
оклеивания лыж. Охотой и сбором лесных ягод занимались в свободное от
промыслов время.
Основными
орудиями промысла нивхов были небольшие заездки, сети, короткие
невода, самоловы.
В каждом нивхском жилище жили представители большой патриархальной
семьи, члены одного рода. Хозяйство велось сообща: имелись общие
орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Все
продукты промысла поступали в общее пользование членов хозяйства.
Большую патриархальную семью составляли родители и их сыновья с
семьями или по смерти отца и матери несколько братьев с семьями.
Совместно с ними проживали и престарелые родичи или сироты. Наряду с
такими семьями выделялись и малые семьи из взрослых детей,
отделившихся от родителей. В среднем на один зимник на западном
побережье Сахалина приходилось 12 чел., на восточном побережье — 6
чел. Встречались зимники, в которых проживало 42 чел. представителей
одного и того же рода.
Можно предположить, что нивхское общество до начала русской
колонизации было первобытнообщинным, где основной социальной
организацией был отцовский род. Нивхские роды были чисто локальными,
члены рода обитали в одном селении. Они имели общую территорию для
промысла рыбы, охоты, сбора диких плодов растений в лесу и т.д. Кроме
угодий, в родовой собственности находились большие жилища, культовые
сооружения, хозяйственные строения и др. Еще в
90-х годах прошлого века нивхи жили в жилищах, обнаруживавших все
черты так называемых больших домов; в одном жилом помещении, в
зависимости от его абсолютного размера, жило несколько семей, по
большей части все члены определенного рода, обитавшие в данном
селении. Домовая община сообща вела свое хозяйство, сообща ставила
заездки, сообща занималась промыслами и равно пользовалась всеми их
благами. Хозяйство было чисто натуральным.
Одежда