главная о городе промышленность окружающий мир фотогалерея карта сайта
 

 
 

 
 


Паспорт города

Легенда об Охе

Коренные народы Сахалина


Первая авиалиния

Памятники

Охинцы в годы войны

Топонимический словарь

 


Коренные народы Сахалина
 

   Много веков живут на острове Сахалин нивхи, одна из древнейших народностей, обитавших в нижнем течении реки Амур. Позднее сюда переселились ороки (ульта), эвенки и нанайцы.

   Нивхи — наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Они занимались рыболовством, промыслом нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя.

   Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. Важную роль в жизни ороков играли рыболовство и промысел морского зверя.

   Многое изменилось в жизни коренных народов области. Сегодня у них есть возможность самим выбирать свой уклад жизни: возрождать родовое хозяйство, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. Далеко за предела­ми Сахалинской области известны изделия мастеров вышивки и меховой аппликации. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции.
 

Хозяйственная деятельность и быт нивхов
 

   Нивхи — небольшая народность, с древнейших времен населяющая низовье реки Амура, о. Сахалин и прилегающее к ним побережье Охотского моря. Нивхи представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру.

   На своей исконной территории нивхи расселялись небольшими группами. Селения нивхов, преимущественно небольшие по численности, были расположены в удобных в географическом отношении местах, непосредственно в близи местонахождения промыслов рыбы и морского зверя.

   Основными занятиями нивхов являлись рыболовство и морской промысел, охота и сбор дикорастущих ягод, орехов и др.

   Рыболовством занимались в течение всего года. Важнейшим оставался промысел проходной лососевой рыбы, из которой заготавливали юколу на всю зиму и корм для собак. Первая из лососевой породы горбуша появлялась в июне и с перерывами ловилась вплоть до июля. В июле появлялась летняя кета, которую промышляли до конца августа. С конца августа шла осенняя кета, которую ловили до октября.

   В некоторых речках и озерах западного побережья Сахалина ловили калугу, осетра, сазана, сига, корюшку, щуку, тайменя, толстолобика и др. Здесь осуществлялся лов камбалы, наваги, нельмы. Всю добываемую рыбу население употребляло в пищу преимущественно в свежем виде. Ее редко засаливали про запас и лишь в незначительном количестве. Из рыбы получали жир для пищи, кожу рыбы использовали при шитье одежды и обуви.

   Промыслом морского зверя занимались на Сахалине, в татарском проливе, на охотском побережье и в амурском лимане. Продукты морского промысла (мясо тюленя, белух и дельфина) употребляли сами и заготавливали для корма собакам. Получаемый жир употребляли в пищу, храня его иногда годами. Из шкур морского зверя шили одежду и обувь, употребляли их для оклеивания лыж. Охотой и сбором лесных ягод занимались в свободное от промыслов время.

   Основными орудиями промысла нивхов были небольшие заездки, сети, короткие невода, самоловы.

   В каждом нивхском жилище жили представители большой патриархальной семьи, члены одного рода. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Все продукты промысла поступали в общее пользование членов хозяйства. Большую патриархальную семью составляли родители и их сыновья с семьями или по смерти отца и матери несколько братьев с семьями. Совместно с ними проживали и престарелые родичи или сироты. Наряду с такими семьями выделялись и малые семьи из взрослых детей, отделившихся от родителей. В среднем на один зимник на западном побережье Сахалина приходилось 12 чел., на восточном побережье — 6 чел. Встречались зимники, в которых проживало 42 чел. представителей одного и того же рода.

   Можно предположить, что нивхское общество до начала русской колонизации было первобытнообщинным, где основной социальной организацией был отцовский род. Нивхские роды были чисто локальными, члены рода обитали в одном селении. Они имели общую территорию для промысла рыбы, охоты, сбора диких плодов растений в лесу и т.д. Кроме угодий, в родовой собственности находились большие жилища, культовые сооружения, хозяйственные строения и др. Еще в 90-х годах прошлого века нивхи жили в жилищах, обнаруживавших все черты так называемых больших домов; в одном жилом помещении, в зависимости от его абсолютного размера, жило несколько семей, по большей части все члены определенного рода, обитавшие в данном селении. Домовая община сообща вела свое хозяйство, сообща ставила заездки, сообща занималась промыслами и равно пользовалась всеми их благами. Хозяйство было чисто натуральным.
 

Одежда


   Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или  медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу — завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными  бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. 

   В  наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый  халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного чем халат. На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на  правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты. В  зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных.

   Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные  халаты богато украшаются полосами из  яркой материй и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу. Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные  украшения  Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со  старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность.

   Многие женщины носят зимой и летом наголенники из материи. Кроме  наголенников, у женщин сохранились нарукавники.