главная о городе промышленность окружающий мир фотогалерея карта сайта
 

 
 

 
 


Паспорт города

Легенда об Охе

Коренные народы Сахалина

Первая авиалиния

Памятники

Охинцы в годы войны

Топонимический словарь

 


Первая северная Сахалинская авиалиния

   Наш край из тех, о которых в песне поётся "только самолётом можно долететь". А когда же здесь появился первый самолёт, кто были те лётчики, приземлившиеся на охинскую землю?    
   Хабаровский краевой совет объявил сбор средств среди населения края на покупку самолёта. Сбор проходил успешно, уже 12 декабря 1929 года газета "Советский Сахалин" сообщила: "Жителями острова собрано на самолёт 7283 рубля 63 копейки. Сбор продолжается". На собранные деньги общество "Добролет" закупило за границей четырёхместный пассажирский самолёт с трёхсотпятидесятисильным двигателем "Юнкерс-Фарман-13". Одновременно комплектуется отряд по организации воздушного перелёта. Предложено было послать экспедицию, которая должна была бы изыскивать посадочные площадки по Амуру и Сахалину.    
   В 1929 году в газете "Правда" сообщалось, что "Добролет" начал большие работы к открытию воздушных линий. Первую северную Сахалинскую линию назвали почтово-пассажирской. Планировали открыть сообщение Хабаровск-Николаевск-Александровск-залив Уркт (Оха). И открыли.    
   9 января 1930 года в 10 часов утра самолёт "Ф-13" с бортовым номером СССР-127, с надписью "Добролет" взмыл в небо, взяв курс на Сахалин. Кроме летчика М.В. Водопьянова и бортмеханика Н.В. Аникина, на борту самолёта находились начальник Дальуправления общества "Добролет" А. Ривадин, секретарь крайсовета Осоавиахима Захаров и спец. корреспондент газеты "Тихоокеанская Звезда" Волынский. Во многих посёлках производили посадки для показа самолёта и агитации, рассказывали о будущем авиации.    
   11 января Водопьянов писал: "Прилетели в Николаевск. Про Сахалин местные жители рассказывали ужасы: "Там бывают ураганы неожиданные, не только самолёт сломается, пароходы выкидывает на берег". Переночевали в Николаевске и рано утром 12 января снялись в Оху. Пролетели Татарский пролив. Под нами Сахалин. Видимость стала хуже. Впереди - пурга. Скоро показались баки, значит, Оха. Вот и долгожданный Сахалин…".    
   Состоялась теплая встреча в клубе нефтяников, раздача почты, свежих газет. По душе пришлась охинцам авиация. Был такой случай. При взлёте на высоте 50 м у "Фармана" отказал мотор. Пришлось идти на посадку. Рабочие-нефтяники помогли Водопьянову и Аникину устранить неисправность, а потом перенесли на руках машину к месту взлёта. Дальше путь лежал в Александровск.    
   Через восемь месяцев Охинский РИК возбудил ходатайство о награждении Водопьянова и Аникина орденами Трудового Красного Знамени.    
   Газета "Советский Сахалин" 26 марта 1930 года сообщала: "Президиум Окрисполкома за открытие воздушных рейсов Хабаровск-Сахалин преподнёс пилоту и бортмеханику самолета "СССР-127" по револьверу".